Разбирая старые бумаги…

Иногда очень полезно разбирать старые бумаги. Вот какое рассуждение попалось мне недавно на глаза.

«Наш государственный аппарат не только не в состоянии разработать и реализовать действенную промышленную политику, но и фактически является основным тормозом на пути развития нашей экономики, на пути ее качественного преобразования. И дело здесь не только в недостаточной компетентности кадров. Корни проблемы лежат гораздо глубже.

В нашей стране сложился особый тип паразитического капитала, являющегося полностью антирыночным. Государственные чиновники всех уровней, кто напрямую, кто косвенно через своих родственников или близких людей, слились с частным бизнесом. В результате этого слияния возник капитал, который можно назвать административным.

Этот капитал не боится колебаний рыночной конъюнктуры, ему не страшна конкуренция, его не беспокоит повышение издержек, административному капиталу в силу чиновничьего прикрытия не страшно банкротство, его не интересуют эффективность, улучшение качества продукта. Ему не надо беспокоиться о повышении конкурентоспособности, так как он, по своей природе, находится в лучшей конкурентной ситуации, чем частный капитал.

На практике этот альянс чиновничества с частью бизнеса занимается перекачкой финансов и с рынка, и из государственной казны в карманы административных капиталистов. Возьмем пример естественных монополий. Что мы видим: постоянный рост тарифов и фактически никакого повышения качества оказываемых ими услуг».

Памятник истории

Звучит актуально. Но эти слова были сказаны более шести лет назад, 27 марта 2003 года, Олегом Дерипаской на конференции Fourth Russian Strategy Roundtable.

Как мало изменилось с тех пор в России, и одновременно, как много. Дерипаска рассуждал о паразитическом госкапитализме чиновников за два месяца до начала дела «Юкоса». Тогда вместе с другим олигархами из бюро РСПП он еще пытался договориться с государством о новых правилах игры. Но уже в 2004 году стало ясно, что о правилах игры в России больше не договариваются, о них узнают по намекам из Кремля. С тех пор «административный капитал», как его окрестил гендиректор «Русала», только рос. В геометрической прогрессии. Теперь его не назовешь тормозом на пути развития экономики, теперь это и есть сама наша экономика, улетевшая в бездну кризиса.

Речь Дерипаски уже покрылась пылью времени и превратилась в памятник истории. Но на нее можно посмотреть и как на очень интересную, по сегодняшним меркам, альтернативную программу действий для власти. Своего рода «План Дерипаски-2003».

В этом плане два пункта – борьба с бедностью и борьба с административным капиталом. С бедностью надо бороться, потому что «в бедной стране, основой экономики которой является сырьевой сектор, устойчивого развития быть не может». Ну, а с капитализмом чиновников, как уже говорилось, потому что это – тормоз на пути развития страны.

Силовики в плену системы

Идеи борьбы с коррумпированной экономикой в плане несколько размыты.

«Что касается задачи разрушения административного капитала, то меры по ее решению не выглядят очевидными и ясными. Один из возможных подходов – привлечение к работе на ответственных государственных должностях честных людей.

Однако, как показывает практика, даже честные и принципиальные люди, пришедшие из силовых структур, не в состоянии оказать существенного воздействия на административный капитал в силу того, что они оказываются в плену абсолютно непрозрачной и пронизанной безответственностью административной системы. Жизнь показывает, что не удастся разрушить административный капитал без усиления контроля над административной системой со стороны … общества, объединений частного бизнеса, объединений граждан, потребителей, крупных компаний».

Появилась ли такая система общественного контроля в России после 2003 года? Где все эти общества и объединения? Разрушен ли административный капитал? Скорее, наоборот.

Главное — интерес монополиста

Для борьбы с бедностью Дерипаска предлагал две меры. Одна из них была такой: «Защитить жителей нашей страны от сокращения их и без того скудных доходов в результате роста цен на услуги естественных монополий».

«Естественные монополии … должны работать на потребности общества, предоставляя всем потребителям качественные и доступные по цене услуги и продукты… Что же мы имеем в действительности? Естественные монополии работают на интересы менеджмента и связанного с ним чиновничества. Складывается впечатление, что менеджеров ничего не интересует кроме повышения тарифов.

Казалось бы, правительственные чиновники должны думать в первую очередь об интересах простых граждан, о повышении конкурентоспособности товаропроизводителей, прилагать усилия к сдерживанию роста тарифов естественных монополий, а вообще-то, лучше к снижению тарифов… А что мы имеем на самом деле? В сценарных условиях министр Греф заложил двукратный рост тарифов на газ к 2006 году. Как говорится, дальше некуда».

Несмотря на вопли Дерипаски, тарифы «Газпрома» росли семимильными шагами и с министром Грефом, и без него. Они растут в нынешнем году, и будут расти в следующем. За минувшие шесть лет речь о снижении тарифов естественных монополий как о цели властей, в Кремле так ни разу и не зашла.

Снизить налоги

Вторая из двух мер борьбы с бедностью в «Плане Дерипаски» – увеличение доходов населения. «Для этого необходимо, не откладывая на несколько лет, снизить налоговую нагрузку на бизнес и перейти к осуществлению такой денежно-кредитной политики, при которой более дешевыми станут деньги, привлекаемые для инвестирования в развитие производства, а также будет установлен действенный контроль над инфляцией».

В плане предлагается снизить три налога:

  1. Ставку НДС с 20% до 15%
  2. Эффективную ставку ЕСН на 5 – 7%
  3. Налог на прибыль до 20%.

Кое-что из этих идей было частично реализовано. Например, спустя шесть лет, с 2009 года, понижен налог на прибыль до 20%. Эффективная ставка ЕСН уменьшилась с 31% в 2003 году до 20% в 2009 году. Ставка НДС с 1 января 2004 года сократилась до 18%.

Однако идея дальнейшего снижения ставки НДС после многих лет дискуссий сейчас полностью отвергнута. А единый социальный налог (ЕСН) будет вскоре заменен социальными взносами, что приведет к росту с 2011 года эффективной ставки социальных платежей до 33%.

Снижение ЕСН в правительстве считают неудачным решением, потому что оно не привело к ожидавшемуся выходу бизнеса из тени. Но стоит вспомнить, что одновременно с этим снижением власти предъявили гигантские налоговые претензии к «Юкосу», а затем взяли за моду практику задним числом пересчитывать налоги, так что под угрозой многомиллиардных претензий оказались многие российские компании. Глупо было ожидать, что в ситуации, когда чем больше ты декларируешь, тем больше становится потенциальный размер будущих налоговых претензий, бизнес начнет резко «обеляться».

Точно также осталась нерешенной и проблема дешевых денег на развитие. Инфляция все эти годы была двузначной (кроме 2006 г., когда она опустилась до 9%).

Печальный итог шести лет

Что было выполнено из плана Дерипаски?

  1. Административный капитал не разрушен, а укрепился и разросся.
  2. Тарифы естественных монополий продолжали безудержно расти.
  3. Налоговое бремя на бизнес частично снизилось, но недостаточно радикально, чтобы дать толчок ускоренному развитию. Кроме того, правительство намерено вскоре начать обратное повышение налогов.
  4. Инфляция оставалась двузначной. «Дешевые» деньги по-прежнему было проще брать на Западе.

И вот вопрос. Оказался бы Дерипаска в таком сложном положении, в котором мы его видим сегодня, если бы правительство реализовало его план?