Доступно об административном задержании. Часть 4.

АЗ – действие, с которого очень часто начинаются серьезные неприятности

Как уже говорилось, административное задержание – это наиболее распространенное процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными органами, в особенности – с милицией. Вообще, это понятие может быть применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т.к. само по себе административное задержание не существует, а является лишь мерой обеспечения (до) рассмотрения дела об административном проступке. А ответственность за него наступает с 16 лет.

По принятой у нас практике истечение времени административного задержания начинается не с момента фактического задержания лица, т.е. – его доставления в какое-либо место, используемое милицией для решения задач по охране правопорядка, а с момента составления протокола об административном задержании. Зачастую с момента первого события до второго может пройти от нескольких часов до нескольких суток. Что за это время могут сотворить даже не с рядовым гражданином в местном “околотке” мы знаем из книг, фильмов, публикаций в прессе, ставших общеизвестными фактами.

Во всех, кроме милиции, учреждениях вас могут содержать у себя только до рассмотрения дела и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности (либо о прекращении производства). Ведь ни у кого кроме милиции нет своих ИВС, где можно содержать административно арестованных, в случае вынесения судом постановления об аресте.

Т. обр., более всего следует опасаться административного задержания милицией. Но для этого есть и другие основания. Так, например, из всех существующих правоохранительных органов только на милицию возложены основные обязанности и функции по раскрытию подавляющего большинства неочевидных преступлений, совершаемых на конкретной территории и только для милиции основным показателем качества ее работы является “раскрываемость” преступлений [1]. Наркоконтроль или ФСБнапример, в основном работают в режиме “свободного поиска” и не ведут такого учета нераскрытых преступлений. А следовательно, у милиции очень велик соблазн “повесить” нераскрытое преступление на какого-нибудь “лоха”, например, попавшего “по-мелкому” или деклассированного элемента («бомжа», «наркомана» и т.д.). Все это становится более чем реальной угрозой, если вспомнить про абсолютно неправовое положение лица, доставленного в ОВД, УВД, о/м в первые часы его пребывания там, о котором мы рассказывали в предыдущем разделе.

Мы говорили о том, что с момента вашего доставления в помещение милиции против вашей воли (в любом качестве, отличном от свидетеля и других процессуальных лиц, предусмотреных УПК, УИК РФ, КоАП и других законов, регламентирующих деятельность органов милиции) вы по закону должны признаваться либо административно задержанным, либо задержанным по подозрению в совершении преступления. И в том и в другом случае у человека появляются специфические права, которых он не имел до этого (право на защиту, на помощь профессионального юриста – по уголовному делу, право не свидетельствовать против себя самого и своих родных и близких, да и вообще не давать никаких показаний и т.д. – по любым, в т.ч. административным делам). Кроме того, в этом случае ваше пребывание в “участке” уже официально и тщательно фиксируется, а следовательно, события, происходящие с вами с этого момента являются “прозрачными” для общества и пригодными для контроля со стороны (прокуратуры, суда, общественности, СМИ, родных и т.п.). Значит, в Ваших интересах (если, конечно, вы чувствуете себя невиновным и ущемленным в правах, а не собираетесь искупить грех различного рода хлебными приношениями жрецам правосудия) упорно и настойчиво стремиться к тому, чтобы ваш статус был определен как можно скорее, даже если вам неприятно и страшно само название “задержанный”.

А следовательно, вы должны достаточно четко сами представлять себе этот статус. Поэтому необходимо знать:

  • за что,
  • для чего,
  • в каком порядке,
  • на какой срок может быть произведено административное задержание.

[1] это понятие представляет собой показатель качества работы оперативно-следственных служб МВД и является показателем качества работы милиции по борьбе с преступностью. В России средний уровень раскрываемости преступлений органами МВД составляет около 80%. Естественно, что единственными способами повышения (поддержания) этого показателя является либо снижение числа регистрируемых, либо увеличение числа раскрытых. В условиях же с одной стороны кризиса правоохранительных органов, а с другой – ведомственной заинтересованности в поддержании уровня преступности на достаточно высоком уровне, исключающем и определяется, как отношение общего числа раскрытых преступлений (по которым составлены и направлены в суд обвинительные заключения) к общему числу зарегистрированных.

Метки: